Находка дня: copycollect.com

11 марта 2019

Находка дня: copycollect.com

Copycollect.com — это информационный ресурс, который освещает работу обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП) — Российского авторского общества (РАО), Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российского союза правообладателей (РСП). Здесь собраны новости с последними судебными решениями, разборы глобальных проблем ОКУПов в РФ, хронологии отдельных скандалов, описание деятельности авторских обществ и т.д. Кто авторы и создатели сайта — неизвестно.

Ссылка на сайт — жми.

Цитируем заметку «Что такое коллективное управление авторскими и смежными правами»:

В чем высокая идея коллективного управления

Одни сочиняют музыку, пишут пьесы и рисуют картины и хотят этим зарабатывать. Другие хотят использовать результаты чужого творчества: включить песню в своем кафе, поставить спектакль по чьей-то пьесе или купить картину у неизвестного талантливого художника сейчас и перепродать ее через двадцать лет, когда он станет знаменитым.

Как им найти друг друга?

Один из вариантов – профессиональный посредник – организация по коллективному управлению правами (ОКУП). Она заключает договоры с теми, кто желает использовать произведения (пользователи), собирает с них плату и при необходимости обращается в суд. Собранные средства выплачивает правообладателям, удерживая некоторую часть на обеспечение своей деятельности.

Концентрация полномочий в одной организации позволяет эффективнее выстраивать работу и снижать транзакционные издержки. В результате авторы/правообладатели зарабатывают больше, чем могли бы заработать сами, без посредника.

Откуда у ОКУПа полномочия действовать от имени авторов. Нельзя просто так взять и начать принудительно собирать деньги от чьего имени. Это же сфера бизнеса, а не благотворительности. Полномочия могут быть переданы ему непоредственно каждым правообладателем, заключившим с ОКУПом соответствующий договор – но это сложно, ведь авторов очень много, с каждым договор не подпишешь. Есть и другой вариант: у ОКУПа есть полномочия, потому что так написано в законе.

Россия пошла по второму варианту, использовав весьма спорную процедуру государственной аккредитации.

Что такое государственная аккредитация

Государственная аккредитация — это право монопольно собирать плату от имени всех авторов/правообладателей, даже от имени тех, кто не заключал договор с этой организацией и даже не подозревает о ее существовании.

Чтобы получить государственную организацию, надо выиграть конкурс, проводимый Министерством культуры. Условно независимая комиссия, члены которой не связаны формальными критериями и не несут никакой ответственности за свои решения, выбирают того кандидата, который представляется им более достойным.

На практике все проведенные конкурсы выигрывали только тесно связанные между собой РАО-ВОИС-РСП и примкнувший к ним УПРАВИС.

Как это работает в идеальном мире

Музыкант придумал и записал песню и теперь хочет, чтобы эта песня играла на радио, во всех кафе и торговых центрах и вообще везде. Он может договориться с одной-пятью-десятью радиостанциями, но не больше. Он один, а радиостанция очень много, не хватит времени, юридических знаний и желания копаться в бумагах в ущерб творчеству.

Радиостанция хочет ставить в эфир новые популярные песни и хиты прошлых лет. Она может договориться с пятью-десятью-пятьюдесятью лейблами/музыкантами, но это не охватит весь интересный репертуар. К тому же «очистка прав» на каждый трек – очень трудозатратный процесс, требующий существенных ресурсов. Радиостанция разорится на юристах, если будет возиться с каждой песней. А если не проверять – разорится на судебных процессах и выплатах за нарушение авторских и смежных прав.

Что делает радиостанция? Она заключает договор с ОКУПом, платит ему некую сумму в месяц, ставит в эфир всё, что хочет, сдает отчёт раз в месяц и не волнуется о договорах и судах.

Музыкант получает от ОКУПа отчет и вознаграждение от всех радиостанций, где играла его песня, даже от провинциальных и зарубежных.

ОКУП собирает деньги со всех радиостанций и не только с них.

Все счастливы. Музыкант получает вознаграждение за свой творческий труд, радиостанция работает без нарушения закона, ОКУП обеспечивает весь процесс. Так всё должно происходить в идеальном мире. В реальности получается иначе.

Кого касается коллективное управление

Коллективное управление касается всех, кто так или иначе использует музыку плюс еще кое-какие случаи:

– театры, филармонии;

– площадки с живой музыкой, фирмы-организаторы концертов, праздников и торжеств;

– радиостанции и телеканалы;

– кафе, рестораны, бары, объекты транспорта, торговые центры, гостиницы – все места, где включают музыку;

– кинотеатры за музыку, которая играет в фильмах («таперский сбор»);

– производители и импортеры электроники ;

– аукционы, художественные салоны и выставки.

Все они должны или платить ОКУПу или использовать иные законные решения или нарушать закон под угрозой соответствующих санкций.

Что ещё почитать/посмотреть:

Находка дня: MuzNavigator

Находка дня: BandLink и BandTraq

Находка дня: путеводитель по зарубежной поп-музыке

Находка дня: HumanHuman


Иллюстрации: pxhere.com

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Другие новости

17 мая

TuneCore собирает по $1 млн в день для своих инди-артистов

Заработок независимых артистов растет.

13 мая

В отношении Apple проведут антимонопольное расследование

Евросоюз начнёт антимонопольное расследование в отношении Apple после жалобы от Spotify.

2 мая

Кендрик Ламар подписал долгосрочную сделку с BMI

Кендрик Ламар сменил издателя.

25 апреля

Число загрузок Spotify на Android превысило 500 млн

Spotify на Android загрузили рекордные 500 миллионов раз

24 апреля

Сколько зарабатывает Тима Белорусских

Тима Белорусских попал в рейтинг самых перспективных россиян Forbes.

19 апреля

Apple Music обновляет раздел «Для вас»

Apple Music улучшит рекомендации, предоставив пользователям возможность взаимодействовать с платформой

Разработка сайта - Digital Dali

© 2000-2019 Respect production

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт