Находка дня: copycollect.com

11 марта 2019

Находка дня: copycollect.com

Copycollect.com — это информационный ресурс, который освещает работу обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП) — Российского авторского общества (РАО), Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российского союза правообладателей (РСП). Здесь собраны новости с последними судебными решениями, разборы глобальных проблем ОКУПов в РФ, хронологии отдельных скандалов, описание деятельности авторских обществ и т.д. Кто авторы и создатели сайта — неизвестно.

Ссылка на сайт — жми.

Цитируем заметку «Что такое коллективное управление авторскими и смежными правами»:

В чем высокая идея коллективного управления

Одни сочиняют музыку, пишут пьесы и рисуют картины и хотят этим зарабатывать. Другие хотят использовать результаты чужого творчества: включить песню в своем кафе, поставить спектакль по чьей-то пьесе или купить картину у неизвестного талантливого художника сейчас и перепродать ее через двадцать лет, когда он станет знаменитым.

Как им найти друг друга?

Один из вариантов – профессиональный посредник – организация по коллективному управлению правами (ОКУП). Она заключает договоры с теми, кто желает использовать произведения (пользователи), собирает с них плату и при необходимости обращается в суд. Собранные средства выплачивает правообладателям, удерживая некоторую часть на обеспечение своей деятельности.

Концентрация полномочий в одной организации позволяет эффективнее выстраивать работу и снижать транзакционные издержки. В результате авторы/правообладатели зарабатывают больше, чем могли бы заработать сами, без посредника.

Откуда у ОКУПа полномочия действовать от имени авторов. Нельзя просто так взять и начать принудительно собирать деньги от чьего имени. Это же сфера бизнеса, а не благотворительности. Полномочия могут быть переданы ему непоредственно каждым правообладателем, заключившим с ОКУПом соответствующий договор – но это сложно, ведь авторов очень много, с каждым договор не подпишешь. Есть и другой вариант: у ОКУПа есть полномочия, потому что так написано в законе.

Россия пошла по второму варианту, использовав весьма спорную процедуру государственной аккредитации.

Что такое государственная аккредитация

Государственная аккредитация — это право монопольно собирать плату от имени всех авторов/правообладателей, даже от имени тех, кто не заключал договор с этой организацией и даже не подозревает о ее существовании.

Чтобы получить государственную организацию, надо выиграть конкурс, проводимый Министерством культуры. Условно независимая комиссия, члены которой не связаны формальными критериями и не несут никакой ответственности за свои решения, выбирают того кандидата, который представляется им более достойным.

На практике все проведенные конкурсы выигрывали только тесно связанные между собой РАО-ВОИС-РСП и примкнувший к ним УПРАВИС.

Как это работает в идеальном мире

Музыкант придумал и записал песню и теперь хочет, чтобы эта песня играла на радио, во всех кафе и торговых центрах и вообще везде. Он может договориться с одной-пятью-десятью радиостанциями, но не больше. Он один, а радиостанция очень много, не хватит времени, юридических знаний и желания копаться в бумагах в ущерб творчеству.

Радиостанция хочет ставить в эфир новые популярные песни и хиты прошлых лет. Она может договориться с пятью-десятью-пятьюдесятью лейблами/музыкантами, но это не охватит весь интересный репертуар. К тому же «очистка прав» на каждый трек – очень трудозатратный процесс, требующий существенных ресурсов. Радиостанция разорится на юристах, если будет возиться с каждой песней. А если не проверять – разорится на судебных процессах и выплатах за нарушение авторских и смежных прав.

Что делает радиостанция? Она заключает договор с ОКУПом, платит ему некую сумму в месяц, ставит в эфир всё, что хочет, сдает отчёт раз в месяц и не волнуется о договорах и судах.

Музыкант получает от ОКУПа отчет и вознаграждение от всех радиостанций, где играла его песня, даже от провинциальных и зарубежных.

ОКУП собирает деньги со всех радиостанций и не только с них.

Все счастливы. Музыкант получает вознаграждение за свой творческий труд, радиостанция работает без нарушения закона, ОКУП обеспечивает весь процесс. Так всё должно происходить в идеальном мире. В реальности получается иначе.

Кого касается коллективное управление

Коллективное управление касается всех, кто так или иначе использует музыку плюс еще кое-какие случаи:

– театры, филармонии;

– площадки с живой музыкой, фирмы-организаторы концертов, праздников и торжеств;

– радиостанции и телеканалы;

– кафе, рестораны, бары, объекты транспорта, торговые центры, гостиницы – все места, где включают музыку;

– кинотеатры за музыку, которая играет в фильмах («таперский сбор»);

– производители и импортеры электроники ;

– аукционы, художественные салоны и выставки.

Все они должны или платить ОКУПу или использовать иные законные решения или нарушать закон под угрозой соответствующих санкций.

Что ещё почитать/посмотреть:

Находка дня: MuzNavigator

Находка дня: BandLink и BandTraq

Находка дня: путеводитель по зарубежной поп-музыке

Находка дня: HumanHuman


Иллюстрации: pxhere.com

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Другие новости

14 августа

Фестивали в России. Круглый стол Forbes Life

Forbes Life собрал круглый стол с руководителями главных российских фестивалей.

12 августа

Apple официально запустил Apple Music for Artists

Теперь музыканты могут получать подробную информацию о прослушиваниях Apple Music в реальном времени.

6 августа

«Сбербанк» запустит стриминговый сервис

Государственный банк ищет себе партнера среди существующих стриминг-платформ.

25 июля

«‎40 до 40»‎ от Forbes: Баста, Тимати, Билан

Forbes опубликовал список самых успешных звезд шоу-бизнеса и спорта моложе 40 лет.

24 июля

Загрузка релиза: что не забыть

Выпускаете релиз? Проверьте, все ли готово.

22 июля

Книга: «Субкультура» Артемия Троицкого

Артемий Троицкий написал книгу про историю сопротивления российской молодежи за последние два столетия.

Разработка сайта - Digital Dali

© 2000-2019 Respect production

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт