Находка дня: copycollect.com
Copycollect.com — это информационный ресурс, который освещает работу обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП) — Российского авторского общества (РАО), Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российского союза правообладателей (РСП). Здесь собраны новости с последними судебными решениями, разборы глобальных проблем ОКУПов в РФ, хронологии отдельных скандалов, описание деятельности авторских обществ и т.д. Кто авторы и создатели сайта — неизвестно.
Ссылка на сайт — жми.
Цитируем заметку «Что такое коллективное управление авторскими и смежными правами»:
В чем высокая идея коллективного управления
Одни сочиняют музыку, пишут пьесы и рисуют картины и хотят этим зарабатывать. Другие хотят использовать результаты чужого творчества: включить песню в своем кафе, поставить спектакль по чьей-то пьесе или купить картину у неизвестного талантливого художника сейчас и перепродать ее через двадцать лет, когда он станет знаменитым.
Как им найти друг друга?
Один из вариантов – профессиональный посредник – организация по коллективному управлению правами (ОКУП). Она заключает договоры с теми, кто желает использовать произведения (пользователи), собирает с них плату и при необходимости обращается в суд. Собранные средства выплачивает правообладателям, удерживая некоторую часть на обеспечение своей деятельности.
Концентрация полномочий в одной организации позволяет эффективнее выстраивать работу и снижать транзакционные издержки. В результате авторы/правообладатели зарабатывают больше, чем могли бы заработать сами, без посредника.
Откуда у ОКУПа полномочия действовать от имени авторов. Нельзя просто так взять и начать принудительно собирать деньги от чьего имени. Это же сфера бизнеса, а не благотворительности. Полномочия могут быть переданы ему непоредственно каждым правообладателем, заключившим с ОКУПом соответствующий договор – но это сложно, ведь авторов очень много, с каждым договор не подпишешь. Есть и другой вариант: у ОКУПа есть полномочия, потому что так написано в законе.
Россия пошла по второму варианту, использовав весьма спорную процедуру государственной аккредитации.
Что такое государственная аккредитация
Государственная аккредитация — это право монопольно собирать плату от имени всех авторов/правообладателей, даже от имени тех, кто не заключал договор с этой организацией и даже не подозревает о ее существовании.
Чтобы получить государственную организацию, надо выиграть конкурс, проводимый Министерством культуры. Условно независимая комиссия, члены которой не связаны формальными критериями и не несут никакой ответственности за свои решения, выбирают того кандидата, который представляется им более достойным.
На практике все проведенные конкурсы выигрывали только тесно связанные между собой РАО-ВОИС-РСП и примкнувший к ним УПРАВИС.
Как это работает в идеальном мире
Музыкант придумал и записал песню и теперь хочет, чтобы эта песня играла на радио, во всех кафе и торговых центрах и вообще везде. Он может договориться с одной-пятью-десятью радиостанциями, но не больше. Он один, а радиостанция очень много, не хватит времени, юридических знаний и желания копаться в бумагах в ущерб творчеству.
Радиостанция хочет ставить в эфир новые популярные песни и хиты прошлых лет. Она может договориться с пятью-десятью-пятьюдесятью лейблами/музыкантами, но это не охватит весь интересный репертуар. К тому же «очистка прав» на каждый трек – очень трудозатратный процесс, требующий существенных ресурсов. Радиостанция разорится на юристах, если будет возиться с каждой песней. А если не проверять – разорится на судебных процессах и выплатах за нарушение авторских и смежных прав.
Что делает радиостанция? Она заключает договор с ОКУПом, платит ему некую сумму в месяц, ставит в эфир всё, что хочет, сдает отчёт раз в месяц и не волнуется о договорах и судах.
Музыкант получает от ОКУПа отчет и вознаграждение от всех радиостанций, где играла его песня, даже от провинциальных и зарубежных.
ОКУП собирает деньги со всех радиостанций и не только с них.
Все счастливы. Музыкант получает вознаграждение за свой творческий труд, радиостанция работает без нарушения закона, ОКУП обеспечивает весь процесс. Так всё должно происходить в идеальном мире. В реальности получается иначе.
Кого касается коллективное управление
Коллективное управление касается всех, кто так или иначе использует музыку плюс еще кое-какие случаи:
– театры, филармонии;
– площадки с живой музыкой, фирмы-организаторы концертов, праздников и торжеств;
– радиостанции и телеканалы;
– кафе, рестораны, бары, объекты транспорта, торговые центры, гостиницы – все места, где включают музыку;
– кинотеатры за музыку, которая играет в фильмах («таперский сбор»);
– производители и импортеры электроники ;
– аукционы, художественные салоны и выставки.
Все они должны или платить ОКУПу или использовать иные законные решения или нарушать закон под угрозой соответствующих санкций.
Что ещё почитать/посмотреть:
Находка дня: BandLink и BandTraq
Находка дня: путеводитель по зарубежной поп-музыке
Иллюстрации: pxhere.com
По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.