Как появляются хиты и кто на них зарабатывает

21 марта 2017

Как появляются хиты и кто на них зарабатывает

Газета Коммерсант опубликовала заметку Бориса Барабанова «Топливо для шоу. Как рождаются суперхиты, кто на них зарабатывает и куда уходит музыка из радиоэфиров«. Мы цитируем главное.

О том, что ротация радио сделает популярным любую песню

Возможно, и так. Но все равно со стопроцентной уверенностью прогнозировать успех песни на стадии ее создания не получается ни у кого. И точно так же вопреки всем прогнозам в чартах может подняться песня, которую артист поставил на «би-сайд», то есть особых ставок на нее не делал. Что же касается радио, то с ним сейчас тоже все непросто. В Норвегии, например, вообще закрыли FM-вещание. Радио до сих пор — особая территория музыкальной индустрии. Мне самому звонят коллеги из-за рубежа и в ответ на мои истории о русском шоу-бизнесе, матерясь, рассказывают о том, как сложно складываются отношения со станциями у них.

О формате «Top-40»

«Формат “Топ-40” в начале 50-х придумали Тодд Сторц и Билл Стюарт, оператор эфира и выпускающий режиссер KOWH, станции диапазона AM в Омахе, штат Небраска. Как и большинство современных владельцев радиостанций, Сторц и Стюарт позиционировали KOWH как станцию, где для каждого найдется шоу по вкусу (телевещание на тот момент еще находилось в стадии зародыша). Как пишет Марк Фишер в своей книге “Something in the Air” (“Что-то в воздухе”, 2007 г.): “В те дни свято верили, что нельзя ставить одну и ту же песню чаще, чем раз в двадцать четыре часа, слушатели бы непременно возмутились, услышав ее дважды за один день”. Бен Фонг-Торрес, в свою очередь, в книге “The Hits Just Keep on Coming” (“Хиты не устают рождаться”, 2001 г.) рассказывает, что озарение нашло на него в ресторане напротив офиса радиостанции, где Сторцу и Стюарту часто приходилось дожидаться конца смены девушки Сторца, местной официантки. Там они заметили: пускай посетители ресторана целый день ставят в музыкальном автомате одни и те же песни, после закрытия сотрудники снова слушают их же, хоть и могут выбрать все что угодно. Сторц и Стюарт попросили официанток назвать им самые популярные композиции, а потом стали крутить их в эфире без остановки. Их рейтинги взлетели».

О радио в США

На станциях, работающих по принципу ротации, в месяц звучит всего несколько сотен песен, в «горячей ротации» их 30–40, и они, повторяясь, занимают половину эфирного времени. При этом рекламные блоки могут длиться 7–8 минут, такого я не слышал больше нигде. На таком радио в неделю может появиться 3–4, максимум 5 новых песен. Это означает, что на каждое эфирное место существует огромное количество предложений, на него стоит очередь из песен, из продюсеров, из лейблов. Отсюда и элементы коррупции, раньше это была так называемая пэйола, то есть прямые взятки диджеям и станциям, сейчас — разнообразные формы укрепления взаимоотношений между мейджор-лейблами и программными директорами радиостанций.

О плате за попадание в популярные плэйлисты

…лейблы выкупают места в массовых, доступных плей-листах на цифровых сервисах типа Spotify. Это не афишируется, но это — «пэйола» цифровой эпохи. Другая форма стимуляции продвижения — практикующийся на YouTube «посев», то есть ситуация, когда заказчик покупает первоначальные просмотры — стартовую аудиторию песни. А дальше — как повезет. Фидбэк либо будет, либо нет. В принципе на радио так же. Горячая ротация, скажем, 100–150 прокруток, а затем тестирование песни на аудитории и решение — продолжать крутить песню или нет.

О том, как зарабатывают авторы

Я еще хотел сказать, что writing camps, описанные в книге, вот эти слеты авторов, о которых мы говорили в начале, у нас работать не будут. Ведь за счет чего живут авторы, которые в них участвуют? У них подписаны контракты с паблишерами, паблишеры выплачивают им авансы. Такой аванс гарантирует, что паблишер в автора верит, и аванс окупится. Пока паблишер не соберет с продажи песни ту сумму, которая выплачена в виде аванса, он не начнет выплачивать автору положенные ему 85% (а 15% опять же забирать себе). Паблишеры отправляют автора на эти «кэмпы», рассчитывая на то, что он в составе какой-то из бригад напишет суперхит, а суперхит может быстро окупить их затраты на аванс. Почему у нас это работать не будет? Потому что у нас пока не работает система отчислений с продажи авторских прав. То есть она работает, но для избранных. Из наших молодых авторов никто не получает в виде авторских отчислений даже сумму, которой было бы достаточно, чтобы оплатить счет за электричество. Это касается и тех, чьи хиты были в горячей ротации ведущих станций. Принцип начисления этих средств непонятен.

О закате радио и взлёте YouTube

…нам все же предстоит наблюдать закат коммерческого радиовещания в привычном для нас виде. Интернет станет основной площадкой коммуникации между авторами, артистами и массовой аудиторией. Аудитория радиостанций в России стареет, радио выживает за счет магнитол в автомобилях. В 2015 году сумма просмотров Top-100 клипов на YouTube составила 2,673 млрд. В 2016 году эта цифра равнялась 4,157 млрд. То есть рост составил 56%. В России ролики из Top-100 локальных исполнителей в 2015 году посмотрели 1,783 млрд просмотров, в 2016-м — 3,14 млрд. Рост — 76%. Аудитория русскоязычных исполнителей, грубо говоря, почти удвоилась за год. Молодняк весь в интернете.

О грядущих изменениях

…какие новые музыкальные направления, каких артистов радио открыло нам в последние 10–15 лет? Все хип-хоп-звезды пришли на радио из интернета. Еще одна важная вещь. Будет снижаться роль структур, которые обеспечивали коммуникации артистов с радио, а радио — с массовой аудиторией. Это касается и обществ по коллективному управлению правами — РАО, ВОИС и т. д. Вообще, артистам и авторам нужны всего две вещи — деньги и доступ к массовой аудитории. Сейчас появляются новые способы заработка и оптимизации этого доступа. Скажем, Bandcamp дает возможность напрямую продавать цифровые копии записей. Есть независимые агрегаторы, которые помогают поставить треки на Spotify, iTunes и т. д. Мы на TopHit планируем запустить систему тестирования треков, которая подразумевает не только лайки, но и возможность прямого дотирования прямо в ходе прослушивания, в один клик.

Об iTunes

В принципе уже сейчас в российском iTunes продажи мизерные, торговая марка iTunes просто присутствует на рынке. А в глобальном масштабе iTunes рассматривает закрытие продаж копий уже в самом ближайшем будущем. И это тоже произойдет на нашем веку.

Что ещё почитать/посмотреть:

Авторы поп-хитов — о своём творчестве и любимой музыке

«Как музыка стала свободной»: книга о пиратстве и музыкальной индустрии

2016: 3 стоящих книги о музыке


Фото: maxpixel.freegreatpicture.com

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Другие новости

12 декабря

SoundCloud: итоги 2017-го

Лучший альбом - Lil Uzi Vert "LUV is Rage 2", хип-хоп трек - Lil Uzi Vert "XO Tour Llif3".

11 декабря

YouTube запустит новый музыкальный сервис

Рабочее название - Remix, ориентировочная дата запуска - март 2018-го года.

10 декабря

Apple купит Shazam за $400 млн

О сделке должны объявить 11-го декабря - так говорят.

7 декабря

Apple Music: итоги 2017

Apple Music и iTunes подвели музыкальные итоги года в России.

6 декабря

Эд Ширан — самый популярный артист Spotify

В топ пять входят Ed Sheeran, Drake, The Weeknd, Kendrick Lamar и The Chainsmokers.

3 декабря

ВКонтакте: новые ограничения веб-версии

Теперь некоторые музыкальные релизы доступны только по платной подписке.

Разработка сайта - Digital Dali

© 2000-2017 Respect production

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт