Как устроена работа клипмейкера

30 мая 2017

Как устроена работа клипмейкера

Ирина Миронова, успешный режиссёр-клипмейкер (сотрудничала с Земфирой, Тимати, Аллой Пугачевой и многими другими), преподаватель школы «По воскресеньям я снимаю кино» поделилась опытом в интервью изданию M24.ru, полностью читайте здесь и здесь, а мы цитируем главное.

О том, как всё начиналось

Мне удалось снять свои первые музыкальные клипы довольно успешно, появились первые клиенты. Позвонила Земфира, позвонила Пугачева. А после них ко мне пришли и люди из рекламы. Они обратились с предложением поработать со мной как с режиссером рекламного ролика. Это было в 2003 году, я согласилась, мне было любопытно, и отправилась снимать шоколадку «Марс» в ЮАР. Это получился достаточно большой проект с командировкой в другую часть света. Но это был мой первый и последний опыт работы режиссером рекламы.

О разнице между кино и клипами

Я считаю, что все устройство клипов совсем не связано с устройством большого кино в силу хронометража. Во-первых, потому что в клипе меняются все законы, по которым снимается кино. В клипе ты должен рассказывать историю, мгновенно вкрутить ее шурупом в мозг человеку всего за три минуты и это сильно отличается от большого кино. Только на 29-й минуте в любом фильме произойдет что-то важное, новое, изменяющее весь смысл происходящего на экране. Например, она сломает ногу, после чего задумается о великом, начнет писать хорошие книги, и вся ее жизнь кардинально изменится. И вот дальше начинается большое кино, все самое интересное. Но нужно целых 29 минут, чтобы погрузить зрителей в экран.

О советах начинающим клипмейкерам

Чтобы быть клипмейкером – нужно не только очень много и долго учиться, но и все время поддерживать форму. Это знаете, как быть скрипачом, играть на скрипке. Нельзя так: «Ты умеешь играть на скрипке? Не знаю, не пробовал». Ты ежедневно учишь эти гаммы, стоит чуть забросить и ты уже начинаешь лажать. Здесь нужно снимать. Часто снимать. Много снимать. <…> У меня была одна ошибка, после нескольких первых клипов. К тому времени, я уже сняла Земфиру и Пугачеву, и приходит Олег Газманов со своей песней. И я в нее как-то не «врубилась». И я об этом ему так честно и сказала – так и так, я вам ничем помочь не могу, не понимаю, как эту музыку снимать и отказалась. Он пришел еще раз через год, с другой песней, но я уже поняла, что если я буду выбирать – то я мало что сниму. Несмотря на то, что не каждый год, мягко говоря, пишутся хиты, которые мне нравятся. Поэтому у меня есть второй совет для начинающих – если вы хотите научиться снимать – не кривляйтесь, снимайте все подряд. 

О (спорном — прим.ред.) мнении  про возможность монетизации клипов

Клипы имеют сервисное значение в жизни большого музыкального бизнеса, потому что они никак не монетизируются. Авторы клипов снимают клипы, получают гонорар и далее никакого отношения к этому продукту не имеют. То есть я не могу его показать на большом экране, не могу в прокат сдать, чтобы дальше собирать кассу. Я его одноразово отдаю заказчику. И сами артисты тоже клип никак монетизировать не могут. Они не могут его продать в эфир, они, наоборот, скорее заплатят, чтобы его показывали. То есть клип в итоге работает только как реклама артиста. Он нужен, чтобы доход приносил главный продукт – музыка. Ведь именно ее артисты и продают. А сделать так, чтобы клипы имели доходность, пока невозможно на данный момент. Конечно, меня тоже не устраивает такая ситуация и я этим вопросом очень серьезно занимаюсь, все пытаюсь придумать, как же это сделать.

О том сколько времени уходит на создание клипа

Раньше решения принимались быстро. По времени производство даже самых больших клипов, самых больших работ занимало два месяца. Сейчас это полгода минимум. И процесс создания музыки тоже стал очень сильно растянут, у артиста много сомнений. Я думаю, такое происходит из-за конкуренции, из-за более размытого понимания своей аудитории, цели, жанра. Песни стали менее жанрово узкими, более расплывчатыми.

Об архивизации хороших идей

Бывает, как заведенный попугай говорю: «Ребята, не надо смотреть на то, что в интернете! Это накопленный годами материал! Мы смотрим сейчас все, что цивилизация накопила за последние двадцать с чем-то лет! Вся планета! Вы мне показываете японцев, корейцев, американцев. Ребята, вы показываете материалы всей планеты. Вы представляете, сколько людей над этим работало? Сколько денег в это вложено?». И этих крутых клипов как бы в сумме много, но не так много на всю планету. Это все равно единицы. А ощущение, что это делается просто, оно как раз от того, что их так много в сети. Вот в этом и ошибка. Это далеко не просто. Это очень долго и дорого. У меня давно уже есть потребность создать классификацию сюжетов и их бюджетов, какой сюжет может сколько стоить. Чтобы у людей, когда они что-то придумали, была сразу цена и время производства. Например, подводная съемка – одна стоимость, автокатастрофа – другая. Самое дешевое, как я всем говорю, – фотоаппарат на пляже. Поэтому, когда нужно минимизировать бюджет артиста, я всегда говорю: мы едем на пляж. Берем айфон и едем на пляж. Потому что здесь не нужен свет – солнце работает.

О съёмках на айфон

У айфона есть огромные плюсы. Например, мобильность. Я рукой тренируюсь делать движения камерой, экраном, потому что очень непросто сделать ровно движение, чтобы не было смазки. Я заставляю своих студентов все снимать на айфон. И мы тренируемся, как скрипачи, тренируем свои мышцы, потому что все, что связано с айфоном, непосредственно связано с моторикой руки. Если ты умеешь не дрожать руками, а держать это максимально долго стоп-кадром, как на штативе, то это уже огромный плюс для тебя. Мне кажется, что за этим большое будущее, потому что теперь есть человек плюс его маленький гаджет, обладающий хорошей оптикой, и он может снимать какие-то крутые вещи.

Что ещё почитать/посмотреть:

Fancy Shot: История компании, снявшей «Ленинграду» клип про лабутены

Как снимали клип «False Alarm» The Weeknd


Фото: irinamironova.ru

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Другие новости

14 ноября

IAB Russia: эффективность аудиорекламы

Реклама охватывает более 70% аудитории цифрового аудиоконтента.

12 ноября

Что посмотреть: «Краткая история российской поп-музыки»

Серия авторских лекций ведущего видеоблога Blitz & Chips Гриши Пророкова.

10 ноября

Apple Music анонсировал Preferred Plus

Дистрибьюторы The Orchard, CD Baby и Kontor получили расширенные функции для своих клиентов.

8 ноября

Как работает Игорь Тонких

Основатель «ГлавClub Green Concert» рассказал о концертном бизнесе, ситуации на рынке и своей работе.

6 ноября

Инфографика дня: русский рэп как набор слов

Персонаж - «рэпер», место - «студия», одежда - «кроссы», животное - «зая», часть тела - «извилина».

5 ноября

Приложение TikTok обошло по загрузкам Instagram

А также Facebook и YouTube, данные Sensor Tower в США за октябрь.

Разработка сайта - Digital Dali

© 2000-2018 Respect production

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт