Как работает музыкальное издательство «А+»

27 января 2017

Как работает музыкальное издательство «А+»

Мы поговорили с представителями музыкального издательства A+, которое работает с такими артистами, как Schokk, Галат, Мезза, Тати, ЛСП, Pharaoh, Rigos и другими.

Мы изначально выбрали для себя кредо — работаем для артистов. Не с артистами, не артисты работают на нас, а именно мы для них

Как работает музыкальное издательство? О каких источниках прибыли чаще всего не знают артисты? Как и зачем начинать сотрудничать с музыкальным издательством? Зачем участвовать в музыкальных конференциях? Можно ли жить на «деньги с iTunes» и как устроена монетизация музыки ВКонтакте? Читайте в нашем интервью с Артёмом Боровковым, генеральным директором «A+» (ВКонтакте/Instagram/Twitter/YouTube).

A+: Это наше первое интервью. Когда к нашей работе есть интерес — это приятно. Вдвойне приятно, когда интерес исходит от блога компании Respect Production, представляющей интересы культовой группы Каста, к творчеству которой мы относимся с большим уважением. Нам хочется думать, что это такая преемственность поколений в индустрии.

Respect Production (RP): Как давно вы занимаетесь музыкальным бизнесом? С чего начинали?

A+: Первый опыт был артистическим. У нас была группа, которая впоследствии стала группой Т9. Я стал их менеджером. Параллельно я был директором инди-группы OVERRUN, которая играла трип-хоп. Группа победила на фестивале Индюшата в 2008 году. Дальше был многолетний опыт работы в лейблах Мегалайнер и Broma 16, после чего было решено собрать собственный каталог и заняться управлением музыкальными правами разных артистов, первым из которых стал Мезза.

RP: Ваши представления о музыкальной индустрии совпали с реальностью? Были какие-то совершенно неожиданные проблемы в начале (и сейчас)? Как вы их преодолели?

A+: Ожиданий не было. Всё происходило стихийно. Проблем было достаточно, как и сейчас. Но проблемы — это не то, на чем мы концентрируемся. Основная проблема отрасли, на наш взгляд, в непрозрачности работы участников рынка, ответственных от сбор и выплату вознаграждений. Мы создали компанию, в том числе потому, что нас не устраивает такой подход. Мы считаем, что главная цель музыкального издательства сегодня — это открытая и честная монетизация и регулярные прозрачные отчёты в пользу артистов. И максимально эффективное извлечение прибыли из всех возможных источников. А их много. И о многих из них артисты часто даже не знают.

Говорить о проблемах в общении с творческими людьми нам бы не хотелось. Это часть игры и, безусловно, мы должны уметь находить подход к каждому из артистов, с которым работаем.

RP: Чем конкретно занимается ваше музыкальное издательство? Дистрибуция в цифровые магазины? Тиражи на физических носителях (винил, CD, аудиокассеты)? Более плотные схемы сотрудничества с артистами?

A+: Мы начали с музыкальной дистрибуции и промо во всех существующих магазинах, которые легально продают или стримят музыку и видео. Регистрируем музыкальные права в ОКУПах (РАО, РСП, ВОИС) и получаем (я бы даже сказал извлекаем) вознаграждение, как за текущий период, так и за прошлые (ретро-сборы).

Мы знаем, что нужно сделать в рамках работы с той или иной площадкой/магазином, чтобы релиз там не просто лежал и ждал, что его вот-вот купят. Поэтому наши релизы (все) имеют промо на витринах этих магазинов и сервисов. Это важная часть нашей работы. Ведь получить промо на главной странице в iTunes или попасть в плейлист горячих новинок месяца в Яндекс.Музыка — это возможность быть услышанным совершенно новой аудиторией, которая раньше о тебе ничего и не знала.

Если песня написана талантливо, то артисту/автору простят и плохое исполнение, и плохую аранжировку

Сейчас мы пробуем себя в концертной сфере. Первым шагом станет наш фестиваль, где выступят многие артисты, с которыми мы сотрудничаем по дистрибуции, на нём мы представим несколько новых имён. Мы за естественное развитие отношений. Поэтому, если артист и мы со временем видим, что нам было бы интересно расширить спектр нашего взаимодействия и заняться, например, концертной историей, то сегодня мы, вместе с нашими профессиональными партнёрами, к этому готовы.

В целом, мы, конечно, уже шире, чем просто дистрибуторы, так как оказываем целый спектр сопутствующих услуг. Например, если говорить о новом альбома Тати «Драма» (iTunes, Soundcloud), который вышел 20 января, то мы немного поучаствовали и в продакшн истории, так как артисту нужна была помощь со сведением альбома, что в результате вылилось в целый творческий процесс — мы привлекли команду саунд-продюсеров (Юрия Усачёва и Никиту Каменского), которые со-продюсировали материал вместе с артистом.

А сейчас на DFM и Record заиграл ремикс наших дружественных диджеев Astero на песню «Голубые бабочки», инициатором производства которого также выступили мы.

Помимо такого рода активностей мы всегда помогаем нашим артистам выстроить все необходимые цепочки документов со всеми их соавторами и соисполнителями, так как часто артисты сами по себе этим вопросом не озадачиваются, что в конечном счете (и в нашей практике) приводит к сложным ситуациям.

Мы знаем, что нужно сделать в рамках работы с той или иной площадкой/магазином, чтобы релиз там не просто лежал и ждал, что его вот-вот купят

Мы активно работаем с радио и ТВ. Занимаемся синхронизацией музыки из нашего каталога в ТВ-шоу, кино и рекламу. Мы уже не первый год сотрудничаем с фестивалем «Круг света», для которого получаем разрешение на использование музыкальных произведений, которые используются в световых представлениях.

vdnh-_festival_krug_sveta_2014_-15508641441

Pavel Kazachkov/Wikimedia

У нас реально развиты отношения с большинством ведущих независимых и с некоторыми мейджoр-лейблами за рубежом. Если у артиста, который выбрал нас, есть подходящий музыкальный материал, мы с радостью представим его нашим партнёрам на одном из международных ивентов. Будь то Amsterdam Dance Event (ADE)International Music Summit (IMS)MIDEM или Winter Music Conference (WMC), делегатами которых мы регулярно являемся.

Можем и умеем многое: решать конфликты в YouTube, возвращать права на утраченные по тем или иным причинам группы/паблики в социальных сетях, помогаем готовить бизнес-планы нашим артистам для сторонних инвесторов. В общем, мы всегда очень открыты и стараемся помочь в том, в чем артист нуждается в данный момент времени, если это, конечно, в наших силах.

RP: В чём ваше отличие от других компаний, которые предоставляют аналогичные услуги на музыкальном рынке?

A+: Мы не конвейер. У нас всегда есть время для каждого, с кем мы работаем. Это индивидуальный подход к артистам. Для нас важны все и важно всё. Мы изначально выбрали для себя кредо — работаем для артистов. Не с артистами, не артисты работают на нас, а именно мы для них.

Мы гарантируем промо релизам наших артистов. Мы любим то, чем занимаемся

Нам откровенно не нравится, когда очередной продюсер или лейбл публично унижает и пытается «закрыть» карьеру артисту, с которым проработал многие годы. Уверен, мы все знаем массу таких примеров. Поэтому, пользуясь случаем, предлагаем всем артистам, кто испытывает на себе давление, пообщаться с нами, мы подумаем как помочь. ̶п̶р̶о̶д̶ю̶с̶е̶р̶ы̶-̶э̶к̶с̶п̶л̶у̶а̶т̶а̶т̶о̶р̶ы̶,̶ ̶л̶е̶й̶б̶л̶ы̶-̶у̶з̶у̶р̶п̶а̶т̶о̶р̶ы̶ †††

Если говорить о других преимуществах, то мы предлагаем одни из самых выгодных финансовых условий на рынке для наших артистов. Мы гарантируем промо релизам наших артистов. Мы любим то, чем занимаемся. Мы на одной волне с нашими артистами, с нами весело (смеётся).

RP: Как вы выбираете (по какому принципу) артистов, с которыми работаете? Или они выбирают вас?

A+: Мы коммерческая структура. Нам нравятся очень многие независимые артисты, но выбираем мы музыку тех артистов, работая с которыми мы можем быть максимально эффективными и полезными. Чем больше мы зарабатываем, тем лучше у нас репутация и тем больше возможностей, например, для инвестиций в творчество молодых артистов, в новые имена. Это также одна из наших целей: помогать на старте тем, в кого верим.

Тесно общаясь с артистами, мы постоянно говорим о том, что сегодня нет смыла запираться в том или ином музыкальном жанре, сейчас время экспериментов, коллабораций. Нам нравится хип-хоп, но мы любим разную музыку и стараемся искать артистов, которые внутренне готовы к тому, чтобы выйти за рамки жанра и стать откровением для миллионов слушателей по всему миру.

RP: Как относитесь к ситуации, которая сейчас сложилась в РАО? Смена гендиректора, новый авторский совет, планируемое введение госрегулирования, аудит организации, обещание создать личные кабинеты для правообладателей.

A+: Любые перемены в конечном счете на пользу. Так устроен мир. Другое дело, что чья это будет польза сейчас угадать сложно, хотя мы верим в лучшее. Вообще, от нас вы не услышите привычных уже публичных обвинений и недовольств в адрес РАО. Нам, безусловно, есть что сказать, более того внутри нашей команды постоянно рождаются реальные бизнес-идеи и планы, которые могут быть полезными для данной организации, и мы обязательно представим их существующему руководству РАО, если они сочтут это интересным.

Но мы считаем публичную критику такого рода, как стратегию, в данный момент времени для нас не конструктивной. Это крайняя мера. Нам пока удаётся договариваться и сотрудничать. И уж точно мы не будем демонстрировать средний палец в адрес этой организации [так поступил Oxxxymiron на фото в своём Instagram — прим.ред.]. Подобные действия — просто фарс.

RP: Как вы сотрудничаете с Российским Союзом Правообладателей (РСП)? Насколько эта организация прозрачна в распределении авторских вознаграждений?

A+: РСП — занимается сбором и распределением вознаграждений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не только для авторов, но и для продюсеров (изготовителей фонограмм) и исполнителей. Сотрудничаем с РСП, как и все правообладатели, по договорам. Регистрируем наши права, получаем вознаграждение, выплачиваем нашим артистам, авторам. Что касается прозрачности, я могу привести пункт из нашего договора с РСП, который должен сам по себе ответить на ваш вопрос: «Общество гарантирует Правообладателю беспрепятственный доступ к информации о суммах собранного Вознаграждения, порядке его распределения, произведенных удержаниях и выплатах.»

RP: Как происходит сотрудничество с обществами по коллективному управлению правами (ОКУП) других стран?

A+: Сотрудничество с ОКУПами других стран, если вы имеете в виду их местные коллекционирующие организации, происходит через РАО и ВОИС, если у вас нет партнерского лейбла на территории интересующих вас стран. Если есть лейбл, то ваш партнер идет и регистрирует ваш материал. И далее собирает и контролирует отчисления. И далее отдает вам причитающийся процент.

У нескольких из нас (сотрудники А+) был личный опыт сублицензий русской музыки на запад во время работы в других компаниях. Это, например, песня группы Дискотека Авария — «Музыка электро» в оригинале на русском языке. Я сублицензировал её в страны Бенилюкс, Францию и Польшу. И дальше уже мы получали вознаграждение от лейблов на этих территориях, которые купили лицензию на песню, естественно, «публичка» была на их стороне, они сами регистрировали права в местных организациях по коллективному управлению правами.

RP: Mail.ru Group сейчас активно легализует музыкальный раздел ВКонтакте. Как вы с ними сотрудничаете? Как происходит дистрибуция музыки в Одноклассники, во ВКонтакте?

A+: Сотрудничество происходит на основе подписанного контракта. Уже есть несколько моделей монетизации, которые они выбрали. Платная подписка, бесплатное прослушивание, спонсируемое рекламой. Считаем, что все же сам VK.COM должны более активно доносить до пользователей информацию о грядущих переменах. В основном это практически стандартная модель, которой пользуются самые крупные стриминговые платформы. Зависит напрямую от количества прослушиваний.

RP: О каких источниках извлечения прибыли чаще всего не знают артисты?

A+: Например, про детали и особенности работы интернет-магазинов, различных автоматических агрегаторов: Tunecore и т.д. РСП, ВОИС — это вообще темный лес для многих. Люди думают, что это они должны платить радиостанциям за ротацию своей музыки, а не наоборот. Про ВКонтакте много спрашивают, а про то, что Одноклассники уже давно платят вознаграждение правообладателям — не знают. Или сайт Zaycev.net, уже несколько лет как работает легально, подписал соглашения с правообладателями многими, что-то платит даже. Есть Zvooq, Pandora, Spotify (от которого, несмотря на отсутствие его официально в России мы также получаем неплохие отчеты).

Чем больше мы зарабатываем, тем лучше у нас репутация

RP: Можете поделиться историей/историями успеха ваших артистов, которые произошли потому, что они сотрудничали с вами?

A+: Мы не считаем себя виновными или не виновными в историях чьих-то успехов. Мы работаем для артистов и с теми песнями, которые пишут и исполняют артисты. У нас нет творческих амбиций. Мы считаем, что главная составляющая успеха — контент, его количество и качество. А самое главное — песня. Если песня написана талантливо, то артисту/автору простят и плохое исполнение и плохую аранжировку. Но судят в конечном счете об этом слушатели, а не мы.

RP: В каких ТВ-шоу, рекламе, кино можно услышать музыку артистов A+?

A+: Примеров было много в прошлом. Один из них, «Нас не догонят» в рекламе Мегафон. Это была очень интересная история, когда мы вместе с Еленой Кипер создали новую версию фонограммы песни «Нас не догонят» в 2013 году, так как был запрос на исполнение ее на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, а установить правообладателя оригинальной фонограммы не удалось ни Первому каналу, ни оригинальным участником проекта t.A.T.u. В итоге мы перезаписали песню и аранжировку близко к оригиналу и именно она и звучала на церемонии, а вскоре Мегафон приобрел лицензию на использование фрагмента фонограммы в составе рекламного ролика.

Елена Кипер — со-автор хитов группы t.A.T.u. «Я сошла с ума» и «Нас не догонят», генеральный продюсер «Елена Кипер Паблишинг». Послушайте интервью Елены Кипер для «Русского Радио».

Сейчас нам сложнее, чем обычному поп-/дэнс лейблу, так как в песнях наших артистов зачастую присутствует ненормативная лексика, отсылка к запрещенным препаратам, алкогольные бренды и т.д. Но мы работаем над этим.

RP: Чем полезен опыт поездок на музыкальные конференции? ADE, IMS, MIDEM и других.

A+: Он может быть полезен, если вы хотите сублицензировать свои песни лейблам на других территориях, получить лицензию на песни западных лейблов для их дистрибуции, например, в России и СНГ, найти иностранную аудио или видео-продакшн компанию, познакомиться и договориться о сотрудничестве с иностранными авторами, познакомиться с промо агентами/компаниями, которые могут быть полезными в продвижении вашей песни на других территориях, и, самое главное, отлично провести время (улыбается).

На прошлом Midem мы познакомились с несколькими супер-успешными авторами песен, у нас была задача — найти песни для молодой певицы на английском языке. Это были Steve Mac, songwriting & production team Strengholt Music Group (авторы и продюсеры супер-хитов для Lost Frequencies, Ferry Corsten, Eva Simons), а также случайно встретили в фойе отеля Jon Platt (CEO Warner/Chapell USA), он прилетел вместе с автором Justin Tranter, с которым мы никак не могли связаться долгое время. Так что пользы от таких поездок очень много. Особенно, если вы знаете зачем вы туда летите и планируете свой график встреч заранее.

RP: Вы говорили, что у вас был опыт возврата паблика/группы артиста? Как это было?

A+: Да. Паблик Тати ВКонтакте [читайте «Тати покинула лейбл Газгольдер?»].

RP: Какой вы вынесли для себя урок из истории с альбомом Шокка

A+: Мы теперь не отгружаем в Одноклассники контент до релиза в iTunes (смеётся). А также мы в очередной раз убедились, что Schokk по-настоящему популярный артист, эта ситуация не помешала альбому попасть на 1 строчку главного альбомного чарта iTunes среди всех жанров.

RP: Могут ли независимые русские музыканты жить только на доходы с продаж в iTunes/Apple Music и других платформ?

A+: Да. Если вы продаете в месяц хотя бы 1000 альбомов (и/или стримитесь на эквивалентную сумму), то жить можно.

При этом, мы не видим причин не давать концерты.

RP: Может ли музыкальный стриминг приносить доход сопоставимый с доходом с продаж физических носителей, как это было раньше?

A+: Очевидно, что все к тому и идёт. Но пока даже платные загрузки не дают результатов сопоставимых с продажей альбома популярного артиста на CD в 90-х — начале 00-х. Доходы, конечно, упали значительно по сравнению с уровнем продаж физических носителей, которые были единственными до появления общедоступного интернета. Но не стоит забывать о возросшей доступности музыки для пользователей. Сегодня сделать свою музыку доступной может, без преувеличения, каждый. Весь вопрос в качестве и методах продвижения. Мы считаем, что сегодня в России происходит много положительных изменений, влияющих на качество и количество продаж. Один только холдинг Mail.ru дал огромный толчок кризисному рынку. Ну и популярности альбома «Голод» Schokk’а, конечно (смеётся).

Я помню, в 2011-2012 годах самая популярная песнях Arash «Broken angel», издателями которой являлась компания Broma 16, за год была прослушана в Яндекс.Музыке ~1 000 000 раз, при том, что сингл был одним из 3 самых популярных на радио в нашей стране, а сегодня сингл Тати — Голубые бабочки, размещенный в середине декабря в плейлисте горячих новинок месяца в Яндекс.Музыка послушали более 350 000 раз. Всего за 1 месяц! Аудитория у сервиса выросла очень сильно. Вот вам реальный показатель увеличения популярности стриминг сервисов.

RP: Какие у вас планы на ближайшие 5 лет? Как планируете развиваться, расширяться?

A+: Ничего необычного: купить роллс-ройс, самолёт и большой дом маме, наказать хейтеров и т.п. Следовать волшебной формуле из комментариев на The-Flow.Ru: «дистрибьютор крутится, лавеха мутится».

А если серьезно, то мы наметили несколько параллельных курсов нашей работы. С одной стороны увеличивать каталог, с другой — повышать его качество. Увеличение каталога позволит занять большую долю на рынке дистрибуции и таким образом увеличить доходы. Одним из векторов повышения качества мы видим нашу дальнейшую работу как продюсерского центра вместе с нашими партнёрами, где мы могли бы участвовать в производственном процессе и влиять на качество конечного продукта. Начнём с одного успешного артиста/альбома/песни, а дальше — больше.

В обоих случаях мы будем пробовать себя на концертном рынке. Либо как агенты под брендом «А+ agency», либо шире, как со-продюсеры артистов.

RP: Какой совет дадите начинающим музыкантам/битмейкерам/исполнителям, которые хотят зарабатывать деньги, занимаясь только музыкой?

A+: Если вы хотите зарабатывать деньги, занимаясь музыкой, присылайте, пожалуйста, ваши демо, биты, готовые песни на этот адрес: aplusmuz@gmail.com (смеётся).

Всегда заключайте договор, стремитесь, чтобы он отвечал вашим интересам. Следите за его выполнением. И все будет намного проще и спокойнее.

Что ещё почитать/посмотреть:

Как работает «Фристайл-мастерская»

Как создают уникальный звуковой образ бренда

Азбука музыкального бизнеса. Бесплатный видео-курс бюро InSimple.


По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Другие новости

19 ноября

United Masters: новый сервис цифровой дистрибуции

Обещают изменить правила игры, по которым музыка распространяется сейчас.

15 ноября

Как работает крупный клубный холдинг

Цитаты из интервью двух совладельцев холдинга Sagrado.

13 ноября

Лекция: альтернативная история поп-музыки

1960-е – 2000-е. Курс лекций Гриши Пророкова.

12 ноября

Елена Темникова рассказала о «выручке с цифры»

100 000$ за третий квартал и 30 млн стримов за 9 месяцев в Apple Music.

8 ноября

Роль инди-лейблов растёт

38% всего рынка занимают инди-лейблы - так говорят.

Разработка сайта - Digital Dali

© 2000-2017 Respect production

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт