Как работает «Фристайл мастерская»

11 декабря 2016

Как работает «Фристайл мастерская»

Мы встретились с основателем первой в России школы рэп-фристайла и «Фристайл-мастерской» Львом «Re-Pac» Киселёвым и поговорили о том, как научиться импровизировать, читая рэп, зачем и кому это нужно, сколько стоит обучение и как рэп-фристайл стал театром. Узнать больше о «Фристайл-мастерской» можно на официальной странице ВКонтакте — жми.

ykw6otnjs8q

Что ты можешь ответить людям, которые хотят научиться читать рэп, фристайлить, узнают про твою мастерскую и мысленно спрашивают себя: «А чего он сам добился, что учит других людей? Где платиновые альбомы и большие хиты»?

Можно посмотреть мои клипы, послушать альбомы, посмотреть живые выступления. Кроме того, я выиграл самый крупный рэп-баттл в России (9000 участников – прим.ред). Пишу для театров и ТВ. От «Орфея» Квятковского, где я автор и исполнитель текстов,  до «Кавказских Пленников» Эдуарда Боякова.

repac_prometeyАнимация из хип-хоперы «Орфей и Эвридика», баттл между протагонистом и антагонистом хип-хоперы: Noize MC vs Re-Pac.

Обычно люди со мной встречаются, мы общаемся, они слушают фристайл и решают — ходить дальше или нет. Если человек считает себя состоявшимся артистом, и не готов даже прислушиваться к моим словам, то очевидно, что смысла ходить к нам ему нет.

Как давно работает фристайл-мастерская, в чём была первоначальная идея, мотив создания?

В 2009-м у меня была фристайл-школа. Всё начиналось так: я просто пришёл в муниципалитет района, город выделил бюджет, и в течение полугода я делал на абсолютно бесплатной основе эту историю. И похожая ситуация произошла здесь. Я познакомился с Дианой Джалаловой, у неё был проект «Шифоньер» при ММКЦ . И в рамках проекта она осваивала бюджет на разные молодежные движухи. Я провёл мероприятие, она воодушевилась, всё понравилось. Через какое-то время мы решили снова сделать что-то вместе.

Основа всего — практика. Если человек пришёл  заниматься «с нуля», то не меньше, чем полгода нужно, чтобы увидеть результат

Наши желания совпали, организовали всё где-то за месяц. Нам помогли ребята из школы радио и диджеинга Umaker. Они дали помещение, а ММКЦ дал бюджет. Моя задача была полтора месяца обучать желающих основам рэп-фристайла – дать общее представление о том, что это. Когда всё закончилось, мы перешли на платную основу и существуем так больше года.

repac_craft

Анимация из видео «Открытие Фристайл Мастерской«

У тебя есть статистика приблизительная — сколько нужно заниматься, сколько уроков посетить, чтобы почувствовать, что можешь достойно фристайлить?

Зависит от изначального уровня. Основа всего — практика. Если человек пришёл  заниматься «с нуля», то не меньше, чем полгода нужно, чтобы увидеть результат. По крайней мере через это время он сам сможет для себя сделать какие-то выводы.

Конечно, если человек изначально круто прокачан в рэпе, то у меня более жёсткие требования к форме и содержанию фристайла. Я говорю, где и что исправить, от чего надо избавиться.

Обучение во фристайл-мастерской помогает раскрепоститься, найти новый круг общения, новую движуху

ibni5c5ny7o-1

Если участник совсем новенький — у нас есть простые упражнения. Сначала они делают упражнения, а потом участвуют в баттлах для новичков. Когда появляется соперничество, уровень растёт быстрее.

В общем, я считаю, что полгода — это адекватный срок.

У тебя были безнадёжные случаи? Студенты, у которых нет способностей фристайлить? Или это навык, который в любом случае можно развить со временем?

Нет, я думаю, не все способны фристайлить. Бывало, приходили странные, непонятные чуваки. Такие, знаешь, ультра-рэперы, которым не надо ничего, которые всё знают сами и сами уходят через какое-то время. В основном, если ребята не понимают, то они просто перестают ходить. Но опять же, если я вижу, что человек старается, то я могу сказать: «ходи, конечно, но на мой взгляд… тяжко». Возможно, у человека нет желания напрягаться. Он может приходить потусоваться, например, просто хорошо провести время. Таких людей я прошу пересмотреть отношение или перестать ходить.

Навык фристайла как-то помогает в повседневной жизни?

Обучение во фристайл-мастерской помогает раскрепоститься, найти новый круг общения, новую движуху. Это даёт ощущение морального подъёма по жизни. Это план минимум.

Фристайл развивает критическое мышление

Есть такое понятие как «эффект лестницы» (фр. l’esprit d’escalier — прим. ред.). Когда после спора ты идешь и думаешь: «Эх, вот бы я тогда по-другому сказал». Мы не сразу находим нужные слова в нужный момент.  Фристайл развивает критическое мышление. Оно понадобится вам и на работе, и в общении в компании – в ситуациях, с рэпом никак не связанных.

Как ты помогаешь преодолеть стеснение, страхи людям, которые приходят учиться?

Первые упражнения — лёгкие, их может делать каждый. Если человек стесняется, то я подбадриваю, говорю «давай, делай». Всё происходит очень интенсивно, они быстро по-очереди читают и вынуждены говорить что-то на автомате, чтобы не подвести другого.

Неинтересно смотреть на ребят, которые мало практикуются и делают всё на любительском уровне

Я общаюсь, даю советы, которые я считаю уместными. Но такого, что «о Гуру, пожалуйста, помоги мне преодолеть себя» — такого нет. Мы занимаемся в команде, где у всех примерно один уровень. Ребята постоянно соревнуются, учатся и растут, я вижу прогресс. Но могу и задиссить, если кто-то не хочет концентрироваться, просто болтает или занимается какой-то хернёй. У нас атмосфера такая… не то чтобы жёсткая, но мы много шутим друг над другом. Нежные и ранимые люди к нам редко приходят. А если приходят, то надолго не задерживаются.

Насколько это в принципе хорошая идея учить кого-то читать рэп? Ты веришь, что можно научить писать хиты и круто читать на курсах, занятиях? Или главное — это природный талант?

Я считаю, что фристайл — это не совсем рэп, а прежде всего прокачка мозга. Ты заставляешь мозг перестраиваться и работать в усиленном режиме.

Понятно, что фристайл — это умение быстро рифмовать на ходу, развивая мысль. И для развития фристайла есть три упражнения.

Первое помогает понять, что такое рифма, ассонанс, составные рифмы. Второе упражнение – объясняет, как делать это быстро. Третье — выражать мысли при помощи фристайла. Три упражнения, которые просто прокачивают навык, как мышцы. И тут не школа. Я не говорю «как» надо читать — я стараюсь помочь ребятам через свой собственный стиль выразить себя с помощью рэпа. Рэп — это инструмент, с помощью которого люди самовыражаются.

Я считаю, что фристайл — это не совсем рэп, а прежде всего прокачка мозга

ybu1ggbvqng

Если человек пришёл, чтобы улучшить навык сочинения песен, — обучение фристайлу серьёзно меняет взгляд на своё творчество и повышает требования к рифмам. Когда ты на фристайле рифмуешь, то после этого во время написания текста ты не будешь рифмовать как получится.

Очень здорово, когда люди из зала смотрят и не могут поверить, что это всё сочиняется на ходу

Я не навязываю какие-то модные тенденции. У нас не история про то, «как стать знаменитым», совсем не та история. Вот ребята ходят год уже, это такая дружная компания, прикольные ребята, они взаимодействуют друг с другом. Фристайл-баттлы — хороший повод встречаться, общаться, развлекаться. И когда люди достигают профессионального  уровня, то они своим мастерством могут развлекать других.

Можно ли научиться фристайлить самостоятельно? Есть ли простое упражнение, которое каждый может выполнить дома?

Да, есть упражнения, я делал подкасты и сделал видео. Все упражнения можно посмотреть у нас в группе в разделе обсуждения — жми. Там биты, презентации, инструментарий для сочинения. Самые простые упражнения не менялись с 2009-го года. У более прокачанных ребят есть новая история, но она уже не про обучение, а про то, как более «изящно» фристайлить. Как вовремя остановиться, как построить ассоциативные связи. Мы пытаемся общаться по ассоциациям на заданную тему, чтобы показать, насколько по-разному можно раскрыть одну и ту же тему.

Ты занимаешься индивидуально или проводишь только групповые занятия? И сколько это стоит?

Индивидуальные занятия — редко, не очень люблю. В основном это ребята, у которых нет времени. Но как ты собираешься учиться фристайлить, если нет времени на практику? Цена всегда по-разному. Я брал от двух косарей, если человек прикольный, чем-то меня зацепил. Либо мы, помимо оплаты, по бартеру сотрудничали, потому что в основном ребята все клёвые. Стоимость групповых — 1000 рублей за занятие.

Есть абонементы? Оплата на месяц вперёд?

Нет, у нас ежемесячная оплата только у ребят, которые ходят год, мы выполняем другие задачи немного. Новые группы — 1000 р. Если приходишь в 4-й раз подряд,  денег не платишь. Я сделал так, чтобы мотивировать людей ходить постоянно.

Что можешь рассказать про успехи своих студентов и фристайл-мастерской?

Из сольных — пока Ксюха #Наполусогнутых выиграла первый сезон Рэп Завода, но это, конечно, в основном её заслуга, она изначально была крута. Некоторые там засветились.

Мы сделали серию мероприятий в FAQ-кафе. Для своих, для друзей. Выступили на Faces & Laces, съездили На Alfa Future People — огромный крутейший фестиваль электронной музыки. У нас была площадка, на которой были баттлы, где наши ребята участвовали и победитель получил приз Umaker- сертификат на обучение в школе радио Константина Михайлова за 48к.

mikhailov

Константин Михайлов —  актер и режиссёр, постоянный ведущий радио MAXIMUM. Фото взято с сайта Umaker.

Мы выступили на День Города в Музее Москвы, мероприятие называлось Битва Поэтов. Спродюсировал Битву Поэтов Миша Огер из Хип-хоп Академии. Работали с драматургами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым. Выплатили всем гонорары. По итогам мы записали альбом — первый микстейп Битвы Поэтов. Выступали с нашими рэп-пьесами в Театре.Doc и на международном фестивале «Живое слово» Post-Babel condition — эта первая попытка показать популярный в Европе и США жанр Spoken Word (художественная декламация — прим.ред) — и даже иностранцы подходили к ребятам и благодарили.

Как ты оцениваешь перспективы мастерской, какие планы на будущее? Комфортно чувствуешь себя в роли педагога?

Я себя чувствую комфортно, мне всё нравится.

История с фристайл-мастерской мне близка потому, что когда я ездил с Урбанией, мне действительно было интересно проводить баттлы, а не просто пиарить себя. Я с некоторыми участниками общался после баттлов, следил за их развитием, и сейчас многие, кто побеждали в Урбании, —добились успеха. Moonstar, например, звезда версуса и востребованный ведущий. Филя — чувак из Волжска, выступает со своим фристайл шоу. ZKMN — часть театра Огненные Люди, Гром — ведущий больших мероприятий, Казак популярный МС в бибойской среде и так далее.

В общем, здорово быть причастным к тому, что ребята тогда загорелись, научились быть уверенными в себе. Мне нравится эта история — и в 2009-м с Урбанией, и сейчас. Мне классно, весело и кажется, что всё получается.

Расскажи про свою историю с театральной темой? Есть ли аналоги на западе или в России? Ты где-то подглядел или сам всё придумал от начала до конца?

Мы как фристайл-мастерская хотим делать театральные мероприятия. И делаем. Поставили рэп-пьесу в Театр.Doc. Я хочу свой театр открыть.

ig7reimyoe0

Премьера рэп-пьесы «Премия Дарвина» прошла 25-го ноября 2016-го в Театр.Doc

Вова Ульшин, один из участников, предложил совместный трек (он реально крутые треки пишет). Он предложил идею про училку, которая отправляла обнажённые фотки ученику, что-то такое. И чтобы другим не было обидно, я сказал — давай ребят соберём и сделаем совместный большой один трек. И в итоге это превратилось в пьесу. На мой взгляд, это очень крутой опыт. Мы кайфовали от начала до конца. И в итоге даже сделали видео для YouTube.

Есть хип-хопера «Копы в Огне», туда меня звал СуперСаня, но я что-то протупил в своё время… а потом смотрел в театре на Страстном, видел рядом сидящего Пореченкова. Понял, что пропустил супер-крутую вещь.

Вообще это не единственное появление рэперов в театрах.  У Сэта что-то было, у Психа из Песочных людей, Смоки Мо участвовал в серии спектаклей «Человек.doc».

На западе есть известный мюзикл Hamilton — это одно из самых популярных шоу в таком формате.

Я благодарен Мише Огеру, он познакомил меня со многими крутыми людьми, можно сказать, втянул меня в этот мир. Я понял, что в театральном пространстве мне приятнее, интереснее, чем на рэп-баттлах.

На что будет больше похожа ваша театральная постановка? На пьесу или мюзикл?

Это будет рэп-пьеса. У нас есть история с судом между православным активистом, учительницей и божьим судом над смертными грехами. Добавим ещё одну историю — сделаем триптих, который и постараемся добавить в репертуар подходящего театра в 2017 году. Важной частью будет фристайл — на него люди всегда реагируют сильнее, чем на тексты.

У тебя не было планов начать учить писать текст, обучать сонграйтингу?

У меня есть небольшая серия мастер-классов по написанию текстов, её я провожу, когда собирается новая группа. Там рассказываю про основы написания текстов, даю вводные. Для тех, кому интересно — можно прочесть книгу Пола Эдвардса — «Как читать рэп: искусство и наука хип хоп эмсиинга» — она переведена на русский язык и её достаточно легко найти в сети.  Но практику ничто не заменит. Ребята приносят тексты — я редактирую или высказываю своё мнение — о драматургии текста, рифмах, задумке, читке.

how_to_rap_comp11_1

Пол Эдвардс — «Как читать рэп: искусство и наука хип хоп эмсиинга»

У тебя были студенты, которые круче тебя?

В каких-то моментах — да, конечно.

По фристайлу парни, которые ходят с самого начала, бывают круче — в баттле с ними я спокойно могу проиграть. Когда мы баттлимся, я понимаю, что кто-то из них может супер-свежо зарифмовать, сказать что-то очень остроумное, и мне просто будет нечего ответить. Но я только этому рад. Мне бы хотелось поднять уровень фристайла. Чтобы фристайл-баттлы были зрелищными, нужно чтобы появились талантливые кадры. Неинтересно смотреть на ребят, которые мало практикуются и делают всё на любительском уровне. Если появятся сильные фристайлеры — появится и спрос на всю историю.

Что ещё почитать/посмотреть:

Орфей в хип-хопе: Юрий Квятковский и Noize MC о спектакле Ballantine’s Noize MC’s Hip-Hopera

Как устроены школы, где учат читать рэп

На чем зарабатывают молодые рэперы?


По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Другие новости

23 марта

Drake ставит рекорды

В первые сутки альбом «More Life» был прослушан на Spotify более 61 млн раз.

22 марта

Вакансия на лейбле: Smm-менеджер

Примем в штат лучшего смм-менеджера!

21 марта

Как появляются хиты и кто на них зарабатывает

Мнения экспертов по мотивам книги «Машина песен. Внутри фабрики хитов».

16 марта

Песни Эда Ширана заняли весь британский чарт

Одновременно 16 треков с нового альбома оказались в топе популярных синглов.

13 марта

Какое будущее ждёт музыкальные сервисы?

Генеральный директор Zvooq о будущем музыкальных сервисов и пиратстве.

9 марта

Мастер-класс: артист как стартап

Хороший шанс узнать, как устроена музыкальная индустрия.

Разработка сайта - Digital Dali

© 2000-2017 Respect production

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт