Учреждён «Российский авторский союз» (РОАС)

Учреждён «Российский авторский союз» (РОАС)

27 августа 2016

Учреждён «Российский авторский союз» (РОАС)

В России создана новая организация по коллективному управлению авторскими правами — Российский Авторский Союз (РОАС), в него вошли известные музыканты и крупные музыкальные издательства. Создание «авторского союза» произошло на фоне задержания главы РАО Сергея Федотова и новости о поручении Игоря Шувалова создать новую модель коллективного управления правами до конца сентября.

Работа РОАС будет основана на прямых договорах с пользователями. Члены РОАС будут изымать свои права из Российского Авторского общества (РАО) и в ближайшее время поставят вопрос о новом конкурсе на получение госаккредитации.

Николай Дуксин, генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС), организации плотно связанной с РОАС, предложил создать «Российский авторский фонд» вместо трех действующих обществ — РАО, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей. «Если есть сомнения в прозрачности, то учредителем должно выступить государство», — сообщил Николай Дуксин газете «Коммерсант«.

«Правообладатели, потерявшие доверие к ныне действующим авторско-правовым организациям, которые не оправдывают их доверия и не могут функционировать на высоком современном технологическом уровне, приобретут возможность самостоятельно управлять своими правами и получать справедливо заслуженное авторское вознаграждение», — сообщается в пресс-релизе РОАС.

Организация обещает стремиться «максимально технологизировать процессы сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения, и в то же время, сократить операционные издержки… При помощи новейших автоматизированных систем для регистрации и управления правами, а также современных b2b-сервисов для прямого взаимодействия с пользователями музыкальных произведений — специальный программный комплекс обеспечит получение достоверных сведений об использовании музыкальных произведений, а также о собранном, начисленном и выплаченном вознаграждении».

Со слов СМИ структура РОАС выглядит сейчас так:

Генеральный директор:

Со-председатели:

  • Игорь Бутман, саксофонист, «Народный артист РФ»
  • Стас Намин, композитор, музыкант, директор группы Цветы

Совет организации:

  • Александр Градский, певец, композитор, «Народный артист РФ»
  • Анатолий Кролл, джазовый дирижер, «Народный артист РФ»
  • Вячеслав Добрынин, певец, композитор, «Народный артист РФ»
  • Даниил Крамер, джазовый пианист, «Народный артист РФ»
  • Алексей Рыбников, композитор, «Народный артист РФ»
  • Владимир Пресняков старший, саксофонист, композитор, «Заслуженный артист РФ»
  • Василий «Баста» Вакуленко, рэп-исполнитель, композитор, владелец лейбла «Gazgolder»
  • Виктор Дробыш, композитор, продюсер, «Заслуженный артист РФ»

Члены организации:

  • Вячеслав Бутусов
  • Вячеслав Малежик
  • Александр Малинин
  • Вера Таривердиева
  • Доминик Джокер
  • Нюша
  • Анна Друбич
  • Первое музыкальное издательство
  • «Союз Мьюзик»
  • и другие

Сейчас в России действует три организации (с госаккредитацией) по коллективному управлению правами в сфере музыки: РАО, ВОИС и РСП. В РАО зарегистрировано около 27 000 авторов. За 2015 году РАО собрало 4,5 млрд руб., РСП – 2,2 млрд руб., ВОИС – 1,05 млрд руб («Ведомости«). По информации газеты «Коммерсант» только 10 процентов от собранной суммы РАО может тратить на собственные нужды (РСП и ВОИС — 50%).

Подробную хронику событий вокруг авторских/смежных прав в музыкальной индустрии можно найти в разделе «Право» на сайте Zvuki.ru. О том, что такое ОКУПы, и как с ними взаимодействуют в музыкальной индустрии, вы можете узнать из видео-лекции бюро InSimple, которая так и называется — «Взаимодействие с РАО, ВОИС».

Алексей Николаев, руководитель консалтингового бюро InSimple, преподаватель курса «Основы музыкального бизнеса«, автор бесплатного видео-курса «Азбука музыкального бизнеса«

«Новость хорошая. Однако много нюансов:

  1.  Для получения аккредитации, кроме всего прочего, необходимо внести изменения в Гражданский Кодекс, чтобы появление второй и более аккредитованных на сбор авторских с «публички» организаций, стало возможным. Либо нужно изъять аккредитацию у организации, действующей сейчас и передать другой организации [15-го июля Минкомсвязь выступила с инициативой «допустить новых игроков к управлению авторскими правами» — прим. ред.].
  2. Сейчас организация, о которой идёт речь [РОАС], практически выполняет роль паблишера (возможно на бездоходной основе).
  3. Создание работоспособного программного комплекса в этой сфере задача более сложная, нежели кажется на первый взгляд. По сути, действующая прозрачная система есть только у Heaven 11.
  4. Есть и другие нюансы (B2B)»

В начале года стало известно, что британское авторское общество PRS for Music совместно с Google разрабатывает «шазам для публички». При этом, в июне в комментарии газете «Коммерсант», Николай Дуксин, гендиректор НРИС, сказал следующее: «У нас создана базовая инфраструктура для измерений, которая позволяет выявлять факт ретрансляции по аналогии с Shazam. Мы готовы идти за госаккредитацией и, если она будет получена, создавать и дорабатывать измерительную панель». Слова Николая можно трактовать, как план создать нечто подобное проекту Google и PRS. Мы обратились за комментарием к эксперту с вопросом, насколько возможно/нужно создание такой системы в музыкальной индустрии.

Александра Носач, руководитель отдела лицензирования музыкального и видеоконтента в Black Star Inc, исполнительный директор музыкальной компании Make It Music, автор статьи «Управление правами на музыкальный материал» (вторая часть)

«Идея введения технологии «шазама», с помощью которой можно было бы автоматизировать систему фиксации факта проигрывания музыкальных композиций в общественных местах, давно обсуждается. Это логично, нужно и вполне реализуемо (сквозь большой шум недовольства общественных мест, поскольку за устройство и технологию скорее всего придётся платить им).

Система сбора и распределения — это сложный механизм, и зарубежные ОКУПы также зачастую подвергаются критике.

Так, например, Василий Пупкин, никогда не попадавший ни в радио, ни в телевизор — чей трек друзья поставили в барбер-шопе — впервые в жизни заметит какую-то сумму в отчёте (т.е. механизм начнет работать и в его пользу). А популярные артисты/их представители заметят колоссальный прирост, т.к. огромный массив данных об использовании музыки, ранее теряющийся, будет зафиксирован и учтён при распределении денег.

Авторы критикуют ОКУПы за непрозрачность. Система сбора и распределения — это сложный механизм, и зарубежные ОКУПы также зачастую подвергаются критике. Но при этом «там» постоянно идёт движение модернизации: он-лайн кабинеты правообладателей на сайте Обществ, возможность он-лайн регистрации произведений, возможность самостоятельно уведомить о фактах использования. Вот теперь и «шазам». Таким образом, PRS и РАО вроде бы об одном и том же, но между ними пропасть.

В «шазам для публички» охотно верю. Уверена, что движение действительно идет. Но чтобы все действительно заработало системно, необходимо чтобы наличие такого «прибора» стало обязательным элементом для общественных мест — как кассовый аппарат или огнетушитель, например.»

Также мы попросили эксперта прокомментировать новость о разрыве отношений между Российским союзом правообладателей и Российским авторским обществом.

Александра Шульц, адвокат, автор материала «Как создателю музыкального произведения (трека) доказать свои авторские и смежные права«

«Не видя текста договора и не зная доподлинно, как он исполнялся, сложно давать какие-то комментарии по существу спора. Вместе с тем, РАО и РСП, как организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе, должны действовать, прежде всего, в интересах правообладателей, а не своей выгоды или удобства. Также как и условия договора, и действия по его исполнению должны соответствовать интересам правообладателей, а не ОКУПов. Поэтому сравнение ОКУПов с хозяйствующими субъектами, не совсем уместно, тем более, что оба ОКУПа являются общественными организациями. Представляется, что если у РСП есть договор с правообладателем, то он вправе делать выплаты самостоятельно и РАО не должно этому препятствовать, перетягивая финансовые потоки на себя.

Ситуация выглядит немного сложнее в отношении правообладателей, у которых заключен договор с РАО, а не с РСП. Однако, учитывая, что аккредитованной организацией по получению вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях является РСП, последний вправе распределять вознаграждение самостоятельно и устанавливать порядок выплаты распределенного вознаграждения, в том числе путем заключения договоров с правообладателями, уже заключившими договор с РАО. И РАО не должно этому препятствовать, ссылаясь на договор с РСП.

С другой стороны, очевидно, что если для правильного распределения вознаграждения РСП необходима информация от РАО, договор должен быть сохранен в указанной части или должен быть заключен новый. Хотя и следует отметить, что РСП вправе самостоятельно проводить исследования об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений, при их публичном исполнении, сообщении по кабелю и/или в эфир, или заказывать данные исследования третьим лицам.»

Иллюстрация в заголовке: «Copyright» by Skley

Что ещё почитать/посмотреть:

Российский авторский союз: что говорят участники рынка?

Защита авторских прав по-русски: перспективы нового союза

Пять фактов о РАО: как устроен «бизнес» арестованного Сергея Федотова

Авторам — авторское!

Конкурент для РАО

Глава нового авторского союза (РОАС): Я не допущу ошибок, которые совершило РАО

Что творится с музыкальным рынком? Максим Дмитриев о том, стоит ли ждать новых народных хитов

В Европе задумали радикальную реформу авторского права в интернете

Другие новости

3 декабря

Spotify: итоги десятилетия и 2019 года

Spotify назвал лучших исполнителей и самые популярные песни и альбомы 2019 года и десятилетия.

27 ноября

Apple запустила Apple Music для бизнеса

Apple Music для бизнеса: компании смогут легально включать музыку в публичных местах.

25 ноября

Coldplay не поедут в тур, чтобы не вредить окружающей среде

Британская рок-группа отказалась от тура и продумывает экологичную форму проведения будущих выступлений.

22 ноября

WAVEFORUM 2019. Наш обзор

Сотрудники Respect Production посетили WAVEFORUM 2019 и поделились впечатлениями.

22 ноября

Дмитрий Коннов: «Маленький лейбл — это часть вашей семьи»

Небольшое интервью главы Universal Music Russia для Respect Production.

12 ноября

Глава русского Universal рассказал о роли современных лейблов

The Flow выпустил большое интервью с Дмитрием Конновым.

Новостная рассылка от лейбла.

Последние новости хип-хоп индустрии, анонсы и релизы от Respect Production. Без спама.

Одобряем! Подписка – дело благородное.

Позаботимся о том, чтобы вы всегда были в курсе последних новостей из мира рэп музыки и её среды

Вернуться на сайт