Конфликт Spotify и Apple. Главное
13 марта компания Spotify объявила о своём обращении в Европейскую комиссию (антимонопольный орган Евросоюза) с жалобой на Apple, а свои претензии опубликовала на специально созданном сайте timetoplayfair.com.
Главная тема конфликта — комиссия в 30%, которую сторонние разработчики приложений должны платить за продажи, сделанные через App Store. Apple владеет не только указанным магазином, но и собственным стриминговым сервисом — Apple Music. Таким образом, Apple притесняет конкурентов, позволяя себе устанавливать стоимость подписки меньше, чем конкуренты, которые вынуждены перекладывать на плечи пользователя дополнительные 30% от стоимости подписки.
Чем ещё недоволен Spotify?
В обращении также указано, что компания Apple:
- Не разрешала Siri и HomePod запускать Spotify (голосовой помощник от Apple до сих пор не работает с сервисом);
- Отклоняла приложения для Apple Watch;
- Угрожала удалить Spotify из App Store;
- Запретила рекомендовать подкасты после того, как Spotify купил две компании из этой сферы;
- Не одобряла обновления приложения из-за того, что Spotify предлагала пользователям купить платную подписку в обход платёжной системы и комиссий Apple.
Как ответил Apple?
На официальном сайте Apple было опубликовано большое письмо.
Его краткое содержание:
- Apple всегда поддерживали индустрию: начиная с iTunes Store и продолжая App Store. Эти две площадки приносят музыкантам, лейблам и разработчикам миллиарды долларов, делая жизнь пользователей удобнее;
- Spotify не хочет помогать развитию этих площадок, желая получать доход;
- При этом отчисления артистам у Spotify незначительные;
- Spotify заявляет, что Apple блокирует обновления их продуктов. Однако представители компании одобрили и распространили около 200 обновлений приложения Spotify. Это дало более 300 млн копий приложения;
- Apple помогает Spotify в вопросе поддержки Siri и AirPlay 2;
- Apple не блокирует приложение компании для Apple Watch — сейчас оно находится на первом месте в категории Watch Music.
Цитата из письма:
Мы разделяем любовь Spotify к музыке и их видение, что ею надо делиться с миром. Мы отличаемся тем, каким образом достигаются цели. Под озвученной риторикой Spotify кроется истинная цель, которая состоит в следующем: заработать больше денег на работе других. Подход Apple всегда заключался в увеличении роста доходов всех участников бизнес-процесса.
Отдельно Apple подчёркивает, что Spotify хочет получить все блага бесплатных приложений, не являясь таковым:
- Spotify упоминает комиссию в 30%, но замалчивает, что через год она снижается до 15%;
- Помимо этого, Spotify умалчивает, что большинство клиентов использует их приложение по бесплатной рекламной модели;
- Множество клиентов приходят по партнёрской программе с мобильными операторами, что также не приносит доход Apple, но требует от Spotify перечислить плату за дистрибуцию операторам связи и розничным продавцам;
- Под модель распределения доходов Apple попадает незначительная часть подписок Spotify. Компания же хочет, чтобы их число снизилось до нуля;
- Spotify хочет пользоваться услугами Apple в виде площадки, откуда пользователи могут загружать их приложение, пользоваться удобной и безопасной платёжной системой. Но платить за это не хочет.
Также представители компании упоминают решение Spotify обжаловать решение Совета по авторскому праву США в повышении выплат музыкантам на 44%: с 10,5 до 15% от дохода. Однако без дополнения, что против этого повышения выступили также Amazon, Google и Pandora.
Что дальше?
Подписка на один и тот же стриминговый сервис стоит дороже на iOS, чем на Android, потому что часть денег уходит Apple. И так не только со Spotify. Например, аналогичная история c YouTube Premium. Кроме того, жалобу Spotify уже поддержали и его конкуренты — Anghami и Deezer.
Предполагаемый выход из положения, увы, не в пользу слушателей: справиться с обвинениями можно только через выравнивание цен. Оно, в свою очередь, возможно только через повышение подписки на Apple Music, потому что понижение цены у конкурентных стриминговых платформ способно их просто разорить.
Что ещё почитать/посмотреть:
Spotify готовится к запуску в России?
Spotify начинает работать с артистами напрямую
Apple Music анонсировал Preferred Plus
Иллюстрации: iguides.ru, vc.ru
По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: blog@respectproduction.com
Подписывайтесь на рассылку новостей лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.